А. Багдасарьян

8 (909) 259 92 91

bagdasarav@mail.ru

НАРОДНЫЙ КОСТЮМ

Уроки народного искусства.

                          От костюма, игрушки – к обряду.

 

   Издавна славилась земля Смоленская своей богатейшей историей. Разные исторические эпохи по-своему окрашивали  жизнь и быт наших предков. Многое менялось, совершенствовалось. Но неизменной осталась духовность нашего народа, любовь к земле, труду, а так же традиции, обычаи и обряды, воспевающие Природу – обитель всего живого.

   Библиотеки, архивы, музеи и фонды Смоленска хранят богатейшие этнографические и археологические материалы, позволяющие нам представить жизнь и быт наших предков, населявших смоленские земли с дохристианских времен.

   Вещественные памятники этнографии интересуют не только историков и этнографов, но и художников, мастеров декоративно- прикладного искусства, занимающихся различными видами ремёсел. Несмотря на то, что «многие этнографические материалы недостаточно исследованы и не раскрывают всего разнообразия жизни и быта крестьянина», - как пишут этнографы, мы все же будем  дорожить всеми экспонатами, которые сохранила для нас история.

Детский туристический клуб «Гамаюн» (рук. Грушенко В.И.), объединивший несколько творческих и исследовательских коллективов в организацию «Детская Лесная Республика», уже 45 лет ведет исследования территории Смоленщины, и продолжает пополнять свою уникальную коллекцию предметами крестьянского быта. Все экспонаты являются незаменимым материалом для педагогов и детей Дворца творчества детей и молодежи и ребят из других студий и школ города, которые занимаются изучением народного искусства. Ребята исследуют технологию изготовления некоторых предметов из коллекции, делают копии и новоделы, и применяют их в творческих программах и праздниках, проводимых  в цикле народного календаря. Коллекция клуба многочисленна  (более 2 тыс. единиц хранения). В её составе – гончарная керамика, предметы  из дерева и металла, изделия из ткани (одежда, полотенца, скатерти, головные уборы), которые заслуживают особого внимания.

   На территории Смоленщины, которая испытала на себе влияние разных культур, одежда была самой разнообразной. Древний Смоленск был центром торговых путей, и здесь проживали различные этнические группы  населения. Все исследователи отмечают, что именно это повлияло на быт, материальное положение, и различные виды одежды крестьян. В коллекции клуба более 300 видов изделий из ткани. Представлены экспонаты различных территориальных зон Смоленщины (северная, западная, центральная, юго-восточная, южная). Материалы и исследования клуба «Гамаюн» подтверждают общую схему раскладки типов одежды по области. Эти предметы, к сожалению, не образуют полного комплекта крестьянского костюма, какой - либо определенной территории, но представляют большой интерес для изучения. Исследуя экспонаты коллекции, были выделены 2 типа костюма, заслуживающие особого внимания. Это Ельнинский  (верховье р. Угры) и Касплянский. Здесь сохранился архаизм и глубина символики вышивки на рубахах.

  Известно, что в древних поселениях, на территории Касплянского района (одного из важнейших пунктов на пути «Из варяг в греки»), в дохристианский период был особо почитаем культ Огня – Сварожича. Поэтому символ огня или бегущего солнца – свастика, был характерным для этой территории, и изображался на вышивках по традиционным, веками отработанным схемам, вплоть до конца 19 века. На касплянских рубахах можно увидеть множество различных вариантов свастического орнамента, который отличается от других не только вариативностью рисунка, но и цветовым решением. На вышивках ярко выражено преобладание черного цвета (кроме свадебных рубах).

Изучая тему «Народный костюм», ребята из Детской студии ремёсел обратили внимание на некоторые особенности одежды, которую носили наши предки. Современные дети, девочки 12-13 лет, с трудом надевают эту одежду. В рубахах очень неудобная узкая горловина, сложно застегнуть пуговицу и очень узкие  манжеты на рукавах в женских рубашках. Это говорит об анатомических  особенностях женской фигуры прошлого столетия. Женщины были небольшого роста и имели тонкую шею и запястья рук.

   Когда прикасаешься к старинной одежде, испытываешь особые чувства. Это восхищение лаконичным орнаментом вышивки, цветовой гаммой изделий, аккуратностью ручных швов. Сам процесс изготовления одежды для смоленских крестьянок был необыкновенно сложным.

   Бедные смоленские избы, бытовая неустроенность, примитивность бытовых и ткацких предметов, которые были функциональны, но все же примитивны (по сравнению с северными городами России) – с одной стороны, а с другой – яркое, потрясающее качество рукоделия смоленских мастериц. В таких условиях, невероятно сложных, рождалась «Поэзия смоленского костюма».

    Сохраняя экспонаты коллекции, мы стараемся повторить, воссоздать некоторые варианты смоленской одежды. Таким образом, в мастерской Детской студии ремёсел были созданы новоделы – сарафан в 1999г. (по образцу сарафана поречского уезда), андарак в 2000г. (духовщинский вариант).

 Сарафанкосоклинный, цельнокроеный, выполнен из шерстяной  ткани черного цвета. Лямки широкие, выкраиваются вместе с полотнами сарафана (передним и задним). Крой состоит из 6 частей: спинка, перед и по 2 косых клина по бокам. Косые клинья, очень расширенные книзу, создают красивый силуэт изделия, которое придает фигуре необыкновенную стройность. Форма горловины квадратная в виде рамки, отделанная косой бейкой. Под горловиной – небольшая, горизонтальная, настроченная кокетка, от которой вертикально вниз пришивается «княжеская лента» из цветной ткани, украшенная пуговицами. Пройма отделана косой бейкой. Для отделки низа сарафана применяется тесьма, различной ширины и цвета.

Андарак  Изготовлен из краснойплотной шерстяной ткани. Имеет некоторые специфические особенности кроя. Лиф, сзади - отрезной, но спереди - цельнокроеный. Полотно юбки присборивается только по бокам и сзади. Лямки широкие, горловина квадратная, отделана цветной полосой ткани. Края проймы, горловины и лямок отделаны тёмно-серой тканью. Сзади кокетка и лямки соединяются. Низ андарака отделан косой бейкой.

В 1999 году ребятам из Детской студии ремесел был сделан необыкновенный подарок. Никитенкова Екатерина Александровна   (1920 – 2000) из дер. Рибшево Духовщинского района подарила рубаху и андарак, принадлежавшие когда-то её родственникам. Рубаха принадлежала Никитенковой Авдотье Ефремовне (1866 – 1950). Андарак - Семейкиной Анастасии Парфёновне (1915-1975). Андарак баба Катя называла «малиновым сарахваном».    «Детки, это вам, пользуйтесь, как положено, никому не отдавайте…»

Обрядовые предметы, игрушки и куклы в годовом цикле народных праздников.

   Наши предки верили, что одежда является хранительницей жизненного ритма и здоровья человека, что она таит в себе «обережные» силы Природы. Человек всегда старался жить в мире с окружающей природой. Он считал, что именно она наделяет всё и всех жизненной силой, которая была способна помогать или препятствовать, чинить зло или доставлять радость. Люди с незапамятных времен поклонялись природным стихиям – земле и воде, огню и воздуху, считая это необходимым для его жизненного благополучия.

   Смысловое содержание обрядовых действий наших предков соединяло в себе идею возрождения жизни, плодородия, благополучия. В ритуалах и обрядах прослеживается желание призвать силы природы на нужные земледельческие действия. Большинство обрядов имело ярко выраженную магическую функцию, направленную на активное провоцирование блага и увеличение достатка, а так же на защиту от злых сил. Люди были убеждены, что, просто назвав явление или предмет, они приобретали над ним власть. Слово, соединённое с мелодией, движением, обрядовыми предметами обладало ещё большей силой. Для этого в течение веков вырабатывалась целая система обрядовых действий,

включая песни, танцы, ритуальные тексты (заговоры, заклички, обращения), обрядовые предметы (глиняная посуда, полотенца), обрядовые игрушки и куклы, изображающие фигурки человека, животных и птиц.

   Обрядовым игрушкам и куклам всегда отводилась особая роль в обряде. Они были символами, олицетворяли определенный жизненный цикл или время года.

Народный календарь погружает нас в мир повторяющихся событий, напоминая о том, как удерживаются в нашем мышлении и даже в нашем быту традиционные образы и ритуалы.

 И так, «Новый год» – это обряд, который восходит к временам глубокой дохристианской древности. Это период Зимнего солнцеворота. Мифология говорит о том, что это время, когда разные боги или ипостаси одного бога встречаются на Мировой Горе, у корней Мирового Древа, чтобы замкнулся годовой цикл и родился новый бог, сменив старого, ушедшего. И мы, следуя путями богов, водружаем маленькую копию Мирового Древа у себя дома, подобно богам собираемся вокруг него в самые длинные  ночи  года и устанавливаем у подножия ели идол Мороза – Велеса. Украшение ёлки тоже символично. Её украшали предметами, которые являлись определенными символами – богатства, благополучия, здоровья. Это были печеные фигурки, изображающие птиц, коней, рогатых животных. Солнцевороту предшествуют Святки, в честь Велеса – подземного бога. Люди надевают «волохатые» шкуры или тулупы, мехом наружу, и рогатые маски. Зимний Солнцеворот – празднование в честь рождения бога, которого русский фольклор именует Колядой или Овсенем. Обрядовыми предметами этого праздника являются: солнечный диск на посохе – Солнце –младенец, символизирующий Коляду, обрядовые маски и личины.

  В разных селах и деревнях обрядовые предметы изготавливали по-своему. Пакля и очесы льна, вместе с берестой, соломой, ровницей, служили материалами для масок и колядочных костюмов в святочные дни. Это были маски и костюмы Велеса – «скотьего» бога и рогатых животных – козы, барана и т.д.

  Масленица – первая закличка Весны. Это разгульное празднество, посвященное проводам, или точнее изгнанию Зимы и  встрече весеннего солнца. Кукла «Масленица» – обязательный атрибут этого праздника, так как она является символом злой и холодной Зимы. Изготавливают куклу из веток, прутьев, соломы, вместо волос – очесы льна, заплетенные в косу, на голове – платок. Это, пожалуй, один из немногих вариантов кукол, на которой разрешалось изображать лицо. Целую неделю буйствует Масленица со своими блинами. Каждый день праздника имеет свое название: встреча, заигрыш, лакомка, разгул – перелом, золовкины вечерки, тещины посиделки, и последний, седьмой день – Прощеное Воскресенье. Сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в другое. Обрядовая пища – блины, которые являются символом солнца.

Сороки– День весеннего равноденствия. Это ещё один переломный день в народном календаре. В это время по древним приметам из Рая – Вырия прилетает стайка  первых птиц – сорок жаворонков. Птица – символ этого праздника. Поющие птицы – свистульки, в которые свистят дети, закликают Весну – Красну. Здесь наблюдается модель связи образов. В звуках поющих обрядовых птиц, глиняных и берестяных свистулек – магические звуковые заклинания, молитва,   обращенная к  богам. Важным атрибутом праздника является обрядовое печенье в виде фигурок птиц и печенье в виде маленьких лестниц, ведущих к небу, к верховному божеству. Куклы – веснянки, в виде двух антропоморфных  фигурок, перевязанных ленточкой, дополняют символику этого праздника.

   Троица -   является одним из красивейших праздников наших предков. Он включает в себя песни, танцы, заклички, ритуальные действия. Смысловое содержание заключается в поклонении обновленной природе, духам леса, идее возрождения жизни. Главное священное дерево праздника береза, обладающее особенной силой роста, которую было необходимо использовать нашим предкам. Березку величали, устраивали ритуальные трапезы – съедали яйца, яичницу, а остатки пищи закапывали в землю у корней березы (обряд кормления березки). Из веток березы делали куклу Ляльку или Веснянку и носили по деревне. Из березовых веток плели венки, через которые совершали обряд кумления, происходил обмен венками. В конце праздника венки пускались по воде, проводились гадания. Кульминация праздника – уничтожение куклы – Веснянки, переход из весеннего времени в летнее. «Троица» – девичий праздник, это проводы весеннего и встреча летнего солнца, символом которого считается – «Ярило», древнее славянское божество.

Неизменно за «Троицей» следует летний Солнцеворот, именуемый в народе – купальским днем, солнце поворачивает на зиму.

   Купало – божество плодородия. Главная роль в празднестве отводилась двум традиционным обрядам – купанию в воде и возжиганию ритуальных костров, которые, по старинным представлениям, предохраняли человека от колдовства, и недобрых глаз. В зачарованную купальскую ночь считалось, что животные обретают речь, деревья беседуют между собой языком шелеста листьев. Только в эту ночь заготавливали некоторые виды лечебных трав,  и по древним поверьям зацветал цветок папоротника, который охраняла нечистая сила. Величанием  Купалы, символом которого была Купальская кукла, начинался и завершался этот праздник, где Купальская кукла уничтожалась в священном праздничном очистительном огне.

   Осенины– день осеннего равноденствия, праздник осенних даров. Смысловое содержание праздника – идея поклонения Матери – Сырой – Земле – Великой кормилице и воплощения её в образе Макоши (древней славянской богини - матери полных кошелей, матери хорошего урожая). Праздник содержит множество ритуалов и обрядов, связанных с проводами теплых дней и подготовки Матушки – Природы к отдыху. Совершались обряды, посвященные последнему снопу «Велесова бородка»,  проводам птиц, уходу змей, похоронам мух. «Покров день» – праздник первых снегов, завершал цикл осенних праздников.

  Для осенних даров плели обрядовые  корзины, короба, туеса.

 

Изучение традиционной славянской культуры, обрядов, ритуалов, участие в фольклорно – этнографических праздниках возрождает духовную среду, которая способствует реализации эмоциональных, творческих и интеллектуальных способностей человека.

 

На пороге уже третье тысячелетие, но древние народные обычаи и праздники продолжают свою жизнь в наших сердцах, помогая нам стать самим собой, быть ближе к природе, любить её и беречь.

 

 

                                                                         Багдасарьян А.В.- педагог

                                                                  дополнительного образования

                                                               Смоленского дворца творчества

                                                                                       детей и молодежи

 

 

 

 

 

КЕРАМИКА

 

 

БЕРЕСТА

 

 

ЛЫКО

 

 

ЛЁН

 

КОСТЮМ



ИГРУШКА

             ЭТЮДЫ